Психологическая травма, полученная в детском возрасте, редко проходит бесследно. Обычно любая травма оказывает длительное влияние на эмоциональное состояние, поведение и личностное развитие человека. В ряде случаев такие травмы становятся причиной хронической тревожности, проблем в межличностных отношениях, сниженной самооценки и расстройств адаптации уже во взрослом возрасте.
Детские травмы нередко формируются на фоне неблагоприятной семейной обстановки, насилия, утрат или эмоционального пренебрежения. При этом их последствия могут проявляться не сразу, а спустя годы. Часто именно так и случается.
Детские психологические травмы требуют обязательной проработки. Это вопрос гармоничного развития и качества жизни. Получить профессиональную и качественную помощь можно в клинике «Генезис» в Тольятти. Чтобы записаться на прием к специалисту или задать вопросы — обратитесь по телефону +7 (902) 373-32-94.
Что такое психологическая травма
Психологическая травма — это эмоциональная или психическая проблема, которая возникает в ответ на острое или хроническое воздействие стрессового события. Если человек не в состоянии переработать и нормально пережить это негативное событие. У детей травма нарушает ощущение безопасности, стабильности и доверия к окружающему миру, что может привести к искаженному восприятию себя, других и реальности в целом.
В отличие от взрослых, у детей психика сформирована не до конца. У детской психики круг защитных механизмов психики ограничен. Поэтому травмирующие события оказывают более выраженное и длительное воздействие, особенно если пережитое не получает эмоциональной поддержки или правильного сопровождения. Проработка травм детского возраста требует сложных мер и решений. Показана профессиональная помощь.
Причины возникновения психотравмы у детей
К числу наиболее распространенных факторов, способных привести к формированию психологической травмы у ребенка, можно отнести следующее:
- физическое или сексуальное насилие;
- психологическое давление, унижения, постоянная критика;
- пренебрежение базовыми потребностями (в пище, заботе, защите);
- развод родителей, частые ссоры, агрессивная атмосфера в доме;
- уход или утрата одного из близких;
- хроническая эмоциональная холодность со стороны взрослых;
- общая потеря чувства безопасности;
- серьезные болезни, госпитализация;
- аварии;
- проживание в условиях войны, бедствий, перемещений;
- свидетельство травмирующих событий, даже если они не были направлены лично на ребенка;
- буллинг, изоляция в коллективе, школе;
- завышенные ожидания, давление со стороны педагогов или семьи;
- стыд, неудачи в учебе.
Важно учитывать, что восприятие травматичности события зависит не только от его объективной тяжести, но и от возраста ребенка, особенностей его нервной системы и наличия поддержки со стороны значимых взрослых. Независимо от причины, кто-то переживает детские травмы легче, кто-то — тяжелее.
Какими бывают детские психологические травмы
Детские травмы в психологии классифицируются по характеру событий, вызвавших травматический отклик, и по их длительности. Наиболее распространенные виды таковы.
Острая травма. Возникает в результате одного сильного, шокирующего события — например, аварии, насилия, внезапной утраты близкого. Сопровождаются яркой эмоциональной реакцией, страхом, замкнутостью, нарушением сна.
Хроническая травма. Формируется при систематическом воздействии стрессовых факторов — длительном пренебрежении, физическом или эмоциональном насилии, постоянном страхе. Часто приводит к устойчивым поведенческим и эмоциональным нарушениям.
Комплексная травма. Сочетает в себе множество взаимосвязанных травматических факторов, нередко — в неблагополучной семье. Затрагивает глубинные слои личности и часто проявляет себя в виде трудностей в построении отношений, деструктивного поведения и чувства постоянной угрозы.
Травма привязанности. Связана с нарушением эмоционального контакта между ребенком и значимыми взрослыми. Возникает при эмоциональной холодности, непоследовательности родительских реакций, отсутствии стабильной заботы. Может вести к трудностям в формировании близких отношений и доверия к другим людям.
Все детские травмы требуют обязательной проработки под контролем специалиста.
Как проработать детские психологические травмы
Работа с детскими травмами требует участия психолога или психотерапевта. Также комплексного подхода и профессионального сопровождения. Основные методы коррекции включают:
- индивидуальную психотерапию: игровую, арт-терапию, сказкотерапию, когнитивно-поведенческую терапия (для подростков, в ранние годы не используется), есть и другие методики помощи, конкретную определяет врач-специалист;
- семейная терапия: работа с родителями или опекунами, коррекция деструктивных моделей общения, установление эмоционального контакта и доверия;
- создание безопасной среды: устранение травмирующих факторов, восстановление режима, поддержка, стабильность, позитивное подкрепление и принятие без давления.
При необходимости проводится медикаментозная поддержка. Применяется это подход при наличии выраженных тревожных, депрессивных или поведенческих расстройств Назначается исключительно врачом-психиатром, в рамках общего плана терапии
Как проработать травмы — знает только специалист. Самостоятельно сделать почти ничего нельзя. Проработка травмы — это процесс, который требует времени, регулярной поддержки и доверительных отношений с терапевтом. Своевременное обращение за помощью существенно снижает риск перехода детской травмы во взрослые психоэмоциональные расстройства.
Пройти коррекцию психологической травмы любого плана и характера можно в центре «Генезис» в Тольятти. Подробности — по телефону +7 (902) 373-32-94. По этому же номеру вы можете записаться к специалисту.
