Бытует мнение, что алкоголизм развивается у людей, которые злоупотребляют алкоголем. Пьют много и часто. Это верно. Но ответьте сами себе на вопрос: разве сразу человек начинает пить водку, вино, пиво помногу и часто? Ответ очевиден – нет. Знакомство с алкоголем начинается в раннем детстве.
Доказано, что наша память хранит всю информацию, с которой мы когда-либо имели дело. Вспомните свой первый эпизод знакомства с информацией об алкоголе. Что это было? Возможно, вы видели, как ваши родители на новый год пьют шампанское или отмечают день рожденья. Водка, вино «льются рекой», шумят поздравительные речи, мелькают улыбки, кто-то звонко смеётся, песни, танцы, создают атмосферу веселья, в которую включён и… алкоголь.
Со всеми этими картинками в нашей европейской культуре, каждый человек, я уверен, знаком с раннего детства. Это первая фаза формирования алкоголизма – запечатление образа пьянства. Об этом не пишут в учебниках по наркологии или психологии. Но зато в психологии хорошо известен факт, что дети подражают взрослым, имитируют их поведение. Для вовлечения детей в алкоголизм не обязательно давать им пробовать алкоголь. Достаточно распивать спиртные напитки в их присутствии. В раннем детском возрасте сознание как пустая сумка – в него лезет всё – и хорошее и плохое. В возрасте до 3-5 лет оно жадно впитывает все факты окружающей действительности – обучается, чтобы потом воспроизвести это в самостоятельной жизни, адаптироваться к тем формам общественного поведения, которые приняты в нашей культуре. Да вы и сами разве не «чокались» в детстве фужером, наполненным лимонадом или может быть не тащили в рот карандаш, подражая курящему папе? Так вы тренировались быть в будущем алкоголиком или курильщиком.
Общество, в котором ребёнок родился, живёт и воспитывается и в особенности семья – программируют сознание ребёнка образцами своего поведения. Будьте внимательны молодые и будущие мамы и папы: детей надо воспитывать, пока они еще малы, так как взрослого человека воспитывать бесполезно. «УЧИ ДИТЯ, ПОКА ПОПЕРЕК ЛАВКИ УКЛАДЫВАЕТСЯ, А ВО ВСЮ ВЫТЯНЕТСЯ – НЕ НАУЧИШЬ» (русская поговорка).
В подростковом возрасте 14-17 лет, обычно, происходит первая проба алкоголя. Мотив – любопытство, желание войти в мир взрослых, попробовать делать то, что для детей недоступно и находится под запретом. Критики к факту возможности употребления алкоголя у детей, как правило, нет. Ведь родители, родственники, общество, средства массовой информации, важнейшим из которых в деле распространения образцов человеческого поведения, является кино, буквально навязывают детям идею о возможности употребления алкоголя, вплоть до необходимости это делать в некоторых случаях. Программирование алкоголизма продолжается.
Можно выделить вторую фазу формирования алкоголизма – убеждённость в возможности употребления алкоголя. Спросите любого взрослого человека: «Можно ли употреблять алкоголь». 99% ответят: «Да, можно». Аргументация здесь простая: «все пьют», «даже доктора по телевизору рекомендуют употреблять небольшие количества алкоголя» и т.п. убеждения со ссылкой на источники, показанные по ТВ или апелляция к тому, что так делает большинство.
ГОСТ от 1972 года:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
———————————————————————
СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ
РЕКТИФИКОВАННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 18300–72
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ СССР
Москва
———————————————————————
Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 26.12.1972 № 2329
———————————————————————
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
5.1 ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ — легко воспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы.
Разберёмся же, что такое алкоголь.
Алкоголь – это, как явствует из ГОСТА от 1972 г. – наркотик. Он действует на нервную систему и вызывает уменьшение или даже полное прекращение чувствительности – анестезию, «обезчувстливание» – по-русски, ко всему, что в есть в психике – мыслям, чувствам, ощущениям, и к боли в теле. Алкоголь также вызывает изменения в головном мозге, которые мозг, возбуждаясь, воспринимает как ощущение удовольствия (эйфория). Эти особенности алкоголя – вызывать анестезию и эйфорию, составляют наркотическое действие.
Другая особенность – алкоголь проявляет свойства растворителя. Растворяет жиры. Попав в мозг, он растворяет оболочки нервных клеток – нейронов, которые на 60 % состоят из жиров. Нейроны «оставшись без шкурки», естественно, погибают. Кроме того алкоголь растворяет жировую смазку эритроцитов – клеток крови, переносящих кислород к клеткам организма, в результате чего эритроциты склеиваются и превращаются в тромбы, закупоривающие мелкие сосуды головного мозга, что приводит к кислородному голоданию клеток мозга и их гибели. В этом заключается токсическое действие алкоголя. Смерть нейронов субъективно человеком не воспринимается, тем более что мозг в момент опьянения, находится под действием наркотической обесчувствленности.
От чего человек получает удовольствие? От всего, что связано с исполнением его желаний и удовлетворением потребностей.Для того чтобы удовлетворить свои потребности и взрослому и ребёнку приходится потрудиться, приложить определённые психические и физические усилия, проявить смекалку-смелость, ловкость-умелость, преодолеть препятствия, чтобы достичь желаемого. Это в точности соответствует поговорке: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Наркотическое же удовольствие не требует действий и особого труда, кроме простого введения наркотика в организм. В условиях, когда алкоголь доступен и относительно дёшев, удовольствие от алкогольного опьянения можно получить быстро. Чтобы получить удовлетворение, надо только «пойти, взять, выпить» и вот оно, «алкогольное счастье уже весело стучится в мозг». Это запоминается и формируется память на состояние эйфории – приятного расслабления и приподнятого настроения в алкогольном опьянении, когда облегчается контакт с незнакомыми или малознакомыми людьми, темы для разговора возникают сами собой, общение легко и приятно, время течёт весело и незаметно.
Так один из механизмов действия алкоголя создаёт «удовольствие», а второй – убивает, под прикрытием первого. Дьявольский механизм, порабощающий душу человека, и разрушающий его тело. Удовольствие и смерть в одном флаконе. Попасть в эти «дьявольские клещи» просто и легко, ведь употреблять алкоголь человек начинает в молодости, не обладая полнотой информации, не задумываясь или легкомысленно относясь к последствиям УПОТРЕБЛЕНИЯ алкоголя… (продолжение следует)