А.Г.ТКАЧ

Любая наука, развиваясь, накапливает факты, анализирует их, обобщает полученные данные и выводит некий закон или принцип, на основании которого осуществляются любые взаимодействия в изучаемой области. Такими принципами являются, например, в механике – принцип наименьшего действия – экономия энергии, в оптике – принцип наименьшего времени, экономия времени. В любом случае принцип носит характер оптимальности. В психологии и психотерапии этот принцип в явном виде не назван. Кроме того не названы в явном виде диагностические критерии оптимума психического здоровья, кроме общих фраз о физическом и психическом благополучии. Нет содержательного перечня частных результатов, которые в своей совокупности составят принципиальное благо личности и общества. Нет определённости в вопросе от чего это благо зависит. Этот вопрос требует ответа.

В первом приближении рассмотрим этот вопрос.

Психология и психотерапия в своём развитии находятся на этапе набора и переработки фактов. Выдвигаются различные теории поведения, личности, мотиваций и т.д. в стремлении понять, что такое психика, сознание, что такое человек, как он устроен, зачем ему вообще быть и как быть. Если познакомиться со всеми этими направлениями, можно заметить, что все они с различных авторских точек зрения, используя различную терминологию, описывают практически одни и те же факты и процессы.

Если обобщить всё, что мы знаем о психике, сознании, поведении, то появится определение, включающее понятие «система». Психика, сознание – это целостная система, управляющая состоянием и поведением человека. Под системой надо понимать множество взаимоСОдействующих (П.Анохин) друг другу элементов системы для достижения общего полезного результата.

Система «психика-сознание» управляется или самоуправляется, при осуществлении следующих функций:
-различение входящей (воспринимаемой) информации;
-переработка информации;
-анализ информации;
-хранение информации;
-моделирование событий;
-прогнозирование результата.

С точки зрения ДОТУ (Достаточно Общая Теория Управления) любое действие, любой процесс являются управлением или самоуправлением.
С этих позиций удобно рассматривать человека, семью и человечество в целом как систему и системы взаимодействующие друг с другом, поскольку сложившийся в ДОТУ терминологический аппарат применим к любой из существующей ныне теорий и практик психологии, психотерапии, социологии, педагогики.

Важно отметить, что в ДОТУ существует понятие об устойчивости результата, в смысле его предсказуемости, которая зависит от исполнения управления по полной функции.
Полная функция – это алгоритм, включающий обязательный перечень действий. Управление не по полной функции ведёт к отклонению от желаемого результата, либо делает результат неустойчивым во времени.

Кроме того ДОТУ использует понятие о суперсистемах и вложенных системах. Примером вложенной системы в психологии может быть ребёнок в семье. Семья «вложена» в род, род – в народ и т.д. Детально описаны конфликты, которые являются ни чем иным как конфликтами в управлении состоянием и поведением, в том числе состоянием, вызванным определённым поведением во взаимоотношениях между людьми.

Понятие о вложенных системах приобретает особое значение, если ставить поведение в зависимость от уровня, с которого осуществляется управление. Это уместно как для отдельного индивида (уровни управления: инстинкт, традиции, разум и т. д.), так и для групп, обществ и сообществ людей.

Управление своим состоянием и поведением для достижения оптимального полезного результата строится в соответствии с принципами или законами, действующими с иерархически более высоких уровней управления. Соответственно пониманию термина «иерархия» уместно предположение, что существует иерархически наивысший уровень управления, который в религиозных системах принято называть словом «БОГ». Несоответствие состояния или поведения этим принципам делает результат недостижимым или неустойчивым.

Знакомство с разными религиями приводит к идее о том, что религиозная система есть ничто иное, как система морали и нравственности, внедряемая в индивидуальное, порой «дикое» сознание, через Страх (инстинкт самосохранения) Божий. Результатом этого должно стать этичное поведение индивида в обществе, ради сохранения устойчивого общественного равновесия и развития общества. При этом некоторые религии не идут в этом вопросе дальше традиции, а некоторые требуют от человека осознанной необходимости быть нравственным в своих делах и поступках.

Итак:

Человек, как система, вложенная в системы более высокого порядка, в процессе своего становления, развития и бытия управляет своим состоянием и поведением в стремлении достичь результат, который удовлетворил бы его, в смысле сохранения психофизического равновесия и постоянства не только собственной внутренней среды, но и той среды, в которой он осуществляет своё бытие. И этот процесс будет устойчив для всей иерархии систем только в случае соблюдения этических принципов, которые можно рассматривать как проекции общефизических законов природы и мироздания в социальную среду.

Рабочий принцип, который можно использовать для понимания личности в её становлении, развитии и бытии в обществе – принцип удовлетворённости. Причём удовлетворённость личности и общества должна быть взаимной. Этические принципы – это ориентиры для сохранения устойчивого равновесия и устойчивого развития.